Если в процессе кредитования возникла спорная ситуация, а также при невозможности выплачивать кредит на прежних условиях все сложности надо решать с банком официально. Каждый запрос, обращение лучшего всего направлять в банк в письменном виде или в виде скана подписанного от руки письма по электронной почте.
Если есть опасность невыплаты кредита, необходимо обратиться в банк со следующими запросами:
- Запросить в банке: договор, номер ссудного счета, график, выписка по состоянию счета.
- На основании имеющихся данных изучить кредитные предложения этого же банка и аналогичных кредитных организаций. Если на лицо разница в процентах или сроках кредитования, то можно обратиться в банк с просьбой об изменении условий.
- Уведомить банк о сложившейся неблагополучной ситуации, прикрепив документы (копия трудовой с отметкой об увольнении, справка о состоянии здоровья, нетрудоспособности, справка о зарплате, или аналогичные документы, касающиеся созаемщика).
- Обратиться с просьбой о реструктуризации кредита: увеличение срока кредитования или уменьшение ежемесячных платежей, предоставление отсрочки по нетрудоспособности.
- Продолжать вносить на ссудный счёт средства в день платежа по кредиту. Это может быть не полная сумма ежемесячного платежа, но его часть. Это докажет, что несмотря на финансовые затруднения, заёмщик не избегает своих обязательств.
- Если банк отказывается идти на контакт, отправить жалобу в Роспотребнадзор. Это может в будущем послужить защитой от действий коллекторских агентств и службы банка. К жалобе необходимо прикрепить все документы: договор, график платежей, обращение в банк с удостоверяющими невозможность платить кредит документами, выписку со счета.
- Если банк готов на смягчение условий – реструктуризацию кредита, новый кредит с более мягкими условиями – все договоры и дополнительные соглашения должны быть зафиксированы в документах. При закрытии старого кредита или нескольких кредитов новым, с более удобными условиями, следует взять справку о досрочном погашении.
Как уведомлять банк
Уведомление банка о своих действиях понадобится не только при наступлении сложной финансовой ситуации. Если появились лишние деньги, и заёмщик желает полностью погасить долг перед банком, об этом также необходимо отправить уведомление. Обычным сроком уведомления считаются две недели до полного погашения кредита.
В любом случае, все факты переписки с банком должны быть правильно оформлены:
- Уведомление составляется от руки или на компьютере в двух экземплярах и обязательно кодируется рукой автора с указанием даты написания письма.
- Все письма должны иметь распорядительный характер: обозначение «заявление» (когда в тексте содержится прошение: предоставить документы, рассмотреть возможность реструктуризации) или «уведомление» (сообщение о действиях, которые предпримет заёмщик).
- Все письма относить в банк лично и регистрировать у клерков оба экземпляра: один остаётся в банк, второй – у клиента.
- Если отдать в банк письмо лично нет возможности, то оно отправляется по почте, как минимум письмом с уведомлением. Внутрь письма также вкладывается опись – перечень вложенных в конверт документов с кем количества страниц каждого документа. На уведомлении расписывается представитель банка, принявший письмо, после чего уведомление возвращается отправителю. Так можно будет подтвердить получение письма банком в случае разногласий. Также дата получения, указанная на уведомлении, будет началом отсчёта срока, в течение которого банк должен также письменно ответить.
- Скан подписанного рукой автора письма можно направить на официальный электронный адрес кредитной организации, указанный в договоре или иных официальных документах.
- Любые ответы банка на письменный запрос должны также приходить в письменной форме, на фирменном бланке с подписью ответственного лица.